10:24 Налоговый и бухгалтерский учет установки пожарной сигнализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие требования относительно мер по обеспечению пожарной безопасности регламентированы Законом о пожарной безопасности, Правилами пожарной безопасности и обязательны для исполнения всеми предприятиями. Одно из таких требований - обязательное наличие в зданиях предприятий установок пожарной сигнализации. Так, согласно пп. 6.1.2 п. 6.1 Правил пожарной безопасности, здания, помещения и сооружения должны быть оборудованы установками пожарной сигнализации согласно Перечню №779, а также перечням, строительным нормам, правилам, стандартам и другим нормативным документам, которые в установленном порядке согласованы с органами государственного пожарного надзора. Не вошедшее в Перечень №779 здание, помещение, сооружение найти очень трудно, поэтому наличие пожарной сигнализации обязательно практически для всех предприятий. Обеспечение пожарной безопасности - составная часть производственной и иной деятельности должностных лиц, работников предприятий. Согласно положениям ст. 2 Закона о пожарной безопасности, это должно быть отражено в уставах предприятий. Вообще-то вопрос установки пожарной сигнализации должен быть решен еще до того, как обеспечение пожарной безопасности перейдет в компетенцию руководителя предприятия. Дело в том, что, согласно пп. 1.1 Перечня №779, его требования распространяются на объекты, которые проектируются, строятся, эксплуатируются, реконструируются, технически перевооружаются, расширяются. Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации (см. ст. 2 Закона о пожарной безопасности). Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов производственного и иного назначения без предварительной экспертизы (проверки) проектной и иной документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Без разрешения органов государственного пожарного надзора также запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и прочих объектов, аренда 1 любых помещений (см. ст. 10 Закона о пожарной безопасности).
Кроме того, в ст. 10 Закона о пожарной безопасности указано, что вновь созданные предприятия могут начать свою деятельность только после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора. Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам экспертизы противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения, проводимой органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на проведение такой экспертизы, как это предусмотрено п. 4 Порядка №150. И если в помещениях вновь созданного предприятия по каким-либо причинам отсутствует пожарная сигнализация или ее состояние требует замены, то орган государственного пожарного надзора должен выдать временное разрешение 2 с указанием срока устранения нарушения. Если же в установленные сроки помещение не будет оборудовано соответствующей пожарной сигнализацией, то инспектор по пожарному надзору имеет право наложить штраф на должностных лиц предприятия в размере от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (как это предусмотрено ст. 1888 КоАП) либо отменить разрешение.
Налоговый учет установки пожарной сигнализацииПоскольку в большинстве случаев наличие пожарной сигнализации предусматривается проектной документацией на строительство объектов, стоимость самой пожарной сигнализации и работы по ее установке входят в состав сметной стоимости объекта. То есть такие расходы подлежат амортизации в составе стоимости объекта основных фондов группы 1 при условии, что здание используется в хозяйственной деятельности, как это предусмотрено п. 8.1, п. 8.2 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Если по каким-либо причинам в здании не установлена пожарная сигнализация или требуется ее замена, то расходы на установку новой сигнализации - это расходы на техническое перевооружение такого здания. То есть при отражении их в налоговом учете следует руководствоваться п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Так, согласно положениям указанного пункта, любые расходы на улучшение основных фондов включаются в валовые расходы в сумме, не превышающей 5 % совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода. Все, что превышает 5-процентный лимит, пойдет на увеличение стоимости объекта основных фондов группы 1 и будет подлежать амортизации. Расходы, связанные с выводом сигнала на пульты наблюдения, повышают надежность установки, а значит, их можно считать расходами на улучшение основных фондов. То есть при отражении их в налоговом учете также следует руководствоваться п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Отражение в налоговом учете расходов на любые виды ремонта пожарной сигнализации также следует осуществлять с соблюдением 5-процентного лимита, установленного п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Такие расходы, как плата за обучение персонала, оплата услуг по техническому обслуживанию системы сигнализации, ежемесячная плата за наблюдение, не относятся к амортизируемым расходам, поскольку не связаны ни с приобретением, ни с ремонтом, ни с другим улучшением основных фондов. Вместе с тем такие расходы обусловлены требованиями законодательства, что подтверждает их связь с хозяйственной деятельностью предприятия, а значит, и правомерность включения в валовые расходы на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Бухгалтерский учет установки пожарной сигнализацииВ бухгалтерском учете, согласно п. 14 П(С)БУ 7, первоначальную стоимость ОС увеличивают только те расходы, которые связаны с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция) и которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, изначально ожидаемых от использования объекта (например, увеличивается срок полезного использования, качество эксплуатации, надежность, мощность и т. п.). Вместе с тем в п. 15 П(С)БУ 7 указано, что расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов. Таким образом, расходы на установку пожарной сигнализации и расходы по выводу сигнала на пульт наблюдения должны увеличивать первоначальную стоимость здания, ведь такие меры приводят к увеличению будущих экономических выгод использования объекта: повышается надежность эксплуатации здания. Такие расходы до ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию отражаются на субсчете 152 "Приобретение (изготовление) основных средств", а в момент ввода в эксплуатацию списываются в дебет субсчета 103 "Здания и сооружения". Что касается расходов на ремонт пожарной сигнализации, то они будут включаться в состав расходов, если, конечно, такой ремонт не связан с модернизацией, модификацией, дооборудованием и т. п. Затраты на обучение персонала, оплата услуг по техническому обслуживанию системы сигнализации, ежемесячная плата за наблюдение включаются в расходы отчетного периода. Рассмотрим на условном примере отражение в учете предприятия расходов, связанных с установкой и эксплуатацией пожарной сигнализации. Пример 1. При установке сигнализации расходы предприятия составили: - стоимость оборудования вместе с установкой - 1800 грн (в т. ч. НДС - 300 грн); - плата за вывод сигнала на пульт централизованного наблюдения Государственной пожарной охраны - 300 грн (в т. ч. НДС - 50 грн). В течение эксплуатации пожарной сигнализации предприятие: - оплатило услуги по инструктажу лица, отвечающего за эксплуатацию установок пожарной автоматики на предприятии, в сумме 90 грн (в т. ч. НДС - 15 грн); - осуществило расходы на техническое обслуживание в размере 60 грн (в т. ч. НДС - 10 грн), расходы на ремонт в размере 240 грн (в т. ч. НДС - 40 грн); - оплатило услуги подразделения пожарной охраны по наблюдению за противопожарным состоянием объекта в размере 150 грн (в т. ч. НДС - 25 грн). Совокупная балансовая стоимость групп основных фондов на начало года составила 3000, следовательно, 5-процентный "лимит" - 150 грн. В бухгалтерском учете предприятия арендатора будут сделаны записи, указанные в таблице 1. Таблица 1 Особенности бухучета у арендатора
Учет расходов на установку и эксплуатацию пожарной сигнализации в арендованном помещении имеет свои особенности. Прежде всего заметим, что, согласно ст. 5 Закона о пожарной безопасности, обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества должны быть определены в договоре аренды. Кроме того, определение обязательств сторон относительно обеспечения пожарной безопасности арендованного коммунального или государственного имущества является существенным условием договора аренды согласно положениям п. 10 Закона №2269. Установку пожарной сигнализации, ее замену и ремонт арендатор может осуществлять по собственному желанию в том случае, если в договоре аренды предусмотрена возможность осуществления арендатором мер по ремонту помещения. Это следует из положений ст. 264, ст. 272 ГК, ст. 23, ст. 27 Закона №2269. В обязательном порядке арендатор должен организовать работы, связанные с установкой, заменой, ремонтом сигнализации, если согласно договору аренды в обязанности арендатора входит обеспечение пожарной безопасности объекта. Тем более если необходимость таких работ указана в предписаниях "пожарного" инспектора. Если в договоре аренды предусмотрена возможность осуществления ремонта помещения арендатором, или согласно договору на арендатора возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности объекта, то любое из этих положений договора аренды предоставляет право арендодателю организовать установку, замену, ремонт пожарной сигнализации 3 .
Теперь - что касается компенсации. Порядок компенсации проведенных арендатором улучшений (ремонта) лучше заранее оговорить в договоре. Если же порядок компенсации не оговорен, но договором предусмотрена возможность осуществления арендатором улучшений объекта, то арендатор имеет право требовать возмещения своих расходов на улучшение (ст. 272 ГК, ст. 27 Закона №2269). Если расходы на установку, замену, ремонт пожарной сигнализации не компенсируются арендодателем, то арендатор такие расходы в пределах 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода включает в состав валовых расходов. Все расходы, которые превысят 5-процентный предел, сформируют балансовую стоимость созданного объекта основных фондов группы 1, как это предусмотрено положениями п. 8.8 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. При этом не следует забывать о положениях пп. 8.3.7 п. 8.3 ст. 8 Закона о налоге на прибыль, согласно которым отдельный объект основных фондов группы 1 амортизируется до достижения балансовой стоимостью такого объекта 100 н. м. д. г. (на сегодняшний день - 1700 грн). Остаточная стоимость такого объекта относится к составу валовых расходов по результатам соответствующего налогового периода, а стоимость объекта приравнивается к нулю. То есть, если в квартале, следующем за кварталом, в котором были произведены расходы на установку, замену, ремонт пожарной сигнализации, и при этом такие расходы сформировали стоимость объекта не более чем 1700 грн, арендатор имеет право на включение таких расходов в состав валовых. Если арендодатель соглашается компенсировать расходы на установку, ремонт, замену пожарной сигнализации, то тогда в налоговом учете арендатора будет отражена продажа произведенных улучшений объекта основных фондов группы 1. Налогообложение такой продажи будет зависеть от того, как скоро арендодатель согласиться на компенсацию. Если это согласие будет дано до истечения одного года эксплуатации установленной, замененной, отремонтированной пожарной сигнализации, то арендатор должен будет отсторнировать начисленную налоговую амортизацию 4 и при этом всю стоимость расходов по установке, замене, ремонту сигнализации (без учета НДС) включить в состав валовых расходов, а всю сумму компенсации (без учета НДС) - в валовые доходы. Если же согласие будет получено по истечении одного года эксплуатации сигнализации, то арендатор отразит валовой доход в размере превышения суммы компенсации над балансовой стоимостью продаваемого объекта либо валовой расход, если компенсация будет меньше балансовой стоимости, как это предусмотрено пп. 8.4.3 п. 8.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.
В бухгалтерском учете, согласно п. 8 П(С)БУ 14, затраты арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных активов, то есть на субсчете 153. Таким образом, расходы на установку пожарной сигнализации, ее замену, ремонт, приводящий к улучшению объекта операционной аренды, плата за вывод сигнала на пульт наблюдения будут отражаться арендодателем на счете 153. Расходы на оплату обучения персонала, техническое обслуживание, плата за наблюдение за противопожарным состоянием объекта отражаются в составе расходов отчетного периода. Рассмотрим на условном примере отражение в учете предприятия-арендатора расходов, связанных с установкой и эксплуатацией пожарной сигнализации. Пример 2. При установке сигнализации расходы предприятия-арендатора составили: - стоимость оборудования вместе с установкой - 1500 грн (в т. ч. НДС - 250 грн); - плата за вывод сигнала на пульт централизованного наблюдения Государственной пожарной охраны - 300 грн (в т. ч. НДС - 50 грн); В течение эксплуатации пожарной сигнализации предприятие: - оплатило услуги по инструктажу лица, отвечающего за эксплуатацию установок пожарной автоматики на предприятии, в сумме 90 грн (в т. ч. НДС - 15 грн); - осуществило расходы на техническое обслуживание в размере 60 грн (в т. ч. НДС - 10 грн), - оплатило услуги подразделения пожарной охраны по наблюдению за противопожарным состоянием объекта в размере 150 грн (в т. ч. НДС - 25 грн). Совокупная балансовая стоимость групп основных фондов на начало года равнялась нулю. В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны записи, указанные в таблице 2. Таблица 2
Нормативная базаКоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях, с изменениями и дополнениями. ГК - Гражданский кодекс Украины, с изменениями и дополнениями. Закон о пожарной безопасности - Закон Украины от 17.12.93 г. №3745-XII "О пожарной безопасности", с изменениями и дополнениями. Закон №1775 - Закон Украины от 01.06.2000 г. №1775-III - "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности", с изменениями и дополнениями. Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. №283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. Закон №2269 - Закон Украины от 10.04.92 г. №2269-XII "Об аренде государственного и коммунального имущества", с изменениями и дополнениями. Указ №817 - Указ Президента Украины от 23.07.98 г. №817 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Порядок №150 - Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. №150. Правила пожарной безопасности - Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД Украины от 22.06.95 г. №400, с изменениями и дополнениями. Перечень №779 - Перечень однотипных по назначению объектов, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации, утвержденный приказом МВД Украины от 20.11.97 г. №779. Правила №507 - Правила технического содержания установок пожарной автоматики, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Украины от 29.07.2000 г. №507. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. №92, с изменениями и дополнениями. П(С)БУ 14 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 "Аренда", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. №181, с изменениями и дополнениями. Сергей НОВИКОВ, начальник юротдела МСУП | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|